Елисеева Ю.А.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИБЛИОТЕЧНО-
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


В дискуссиях о высшем профессиональном образовании последних лет исследователями все чаще используется понятие "качество высшего образования". В широком смысле под ним обычно понимается сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, условиям (В.И. Байденко, Н.В. Кузьмина, Н.А. Селезнева, А.И. Суббето и др.). В узком смысле "качество высшего образования" есть качество подготовки специалистов с высшим образованием.

В условиях формирования информационного общества наблюдается трансформация социокультурного заказа на специалистов с высшим образованием. Это особенно заметно в сфере подготовки библиотечно-информационных кадров. От специалистов в области библиотечно-информационной (информационно-библиотечной) деятельности различных квалификаций (менеджеров, референтов-аналитиков, педагогов, технологов АБИС) требуется не просто профессиональное владение методами сбора, переработки и трансляции информации, но и особое (информационное) мировоззрение, высокий уровень информационной культуры. Они должны гармонично встраиваться в социальные структуры на базе профессионально-личностных качеств (диалогичности мышления, владения метазнаниями, коммуникации по типу "человек-человек" и "человек-знак") и активного использования информационных технологий и продуктов.

Однако проводимые во многих профильных вузах мониторинговые исследования (прямо или косвенно затрагивающие проблемы качества библиотечно-информационного образования) свидетельствуют о наличии следующих проблемных областей, значительно снижающих качество: преобладании предметноцентричной модели и недооценке потенциала системно-деятельностного подхода в обучении будущих библиотечно-информационных специалистов; неразвитости практики разработки сквозных целей по качеству их подготовки на весь период обучения; несоответствии уровня подготовки абитуриентов требованиям к исходной подготовке студентов-будущих специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности; слабом взаимодействии с выпускниками и сферой их трудовой деятельности; дефиците деловых и творческих контактов студентов и профессорско-преподавательского состава и др.

Очевидно, управленческие действия в перечисленных проблемных сферах должны быть направлены: во-первых, на обеспечение качества образовательного процесса в системе высшего библиотечно-информационного образования, компонентами которого являются: а) качество основных образовательных программ и технологий (включая оценочные); б) качество потенциала преподавательских кадров и абитуриентов; в) качество информационного, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса; во-вторых, на оптимизацию самой системы управления качеством образования, в частности, на повышение качества организационных структур, управленческого персонала, подсистем мониторинга и оценки, управленческих технологий.

Если же попытаться определить общий вектор повышения качества библиотечно-информационного образования на современном этапе, то это, прежде всего, интеграция образовательных ресурсов различных видов, что обусловливается реалиями динамично развивающегося информационного общества: изоляция в его рамках - синоним гибели. Это хорошо осознают как теоретики, так и практики библиотечного дела. Феномен интеграции в сознании библиотечных специалистов предстает как чрезвычайно многогранный: профессиональный дискурс затрагивает уровни координации, кооперации, централизации, корпоративной работы. Исторический экскурс свидетельствует, что интеграционные стратегии являются продуктом эволюции библиотечного дела, а не "открытием" последних лет. Но сегодня они воплощаются в жизнь гораздо легче, чем, к примеру, 15-20 лет назад. Потенциальная реализуемость взаимодействия в любых формах и на любых уровнях делает интеграционные стратегии организационным атрибутом библиотечной деятельности в информационном обществе.

В связи с этим встает актуальная задача репрезентации интегративности как базовой ценности профессионального сознания в процессе вузовской подготовки библиотечно-информационных кадров. На наш взгляд, именно этот аспект проблемы должен стать ключевым при проведении теоретико-методологических, научно-методических и экспериментальных исследований в рассматриваемой области. В настоящее время формирование мультимедийного восприятия мира - средства адаптации к новым социокультурным реалиям информационного общества - не осознается как метацель профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов. Построение интегрального образа мира с информационной структурой - сложнейшая задача как преподавателей, так и студентов библиотечных факультетов, успешно решить которую можно только на основе сотрудничества и сотворчества. Подобная стратегия должна обеспечить высокое качество профессиональной подготовки, адекватной магистральному направлению развития библиосферы начала третьего тысячелетия.

Hosted by uCoz